перейти на главную страницу
+7(383)274-83-88
БУМАЖНАЯ И КАРТОННАЯ УПАКОВКА

ВСЁ ОБ УПАКОВКЕ
 
БУМАЖНЫЙ МЕШОК
 
МИКРОГОФРОКАРТОН
 
ПЛАСТИК СДАЕТ ПОЗИЦИИ
 
БУМАГА, БУМАГА, БУМАГА...
 
БУМАЖНЫЙ ПАКЕТ - УПАКОВКА БУДУЩЕГО
 
ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ
 
ПЛАСТИК В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ
 


Пластик сдает позиции?

Производители пластиковой упаковки монополизировали рынок. С точки зрения экологии, в этом нет ничего хорошего. Но себестоимость более экологичной бумажной упаковки сегодня примерно в два раза дороже производства упаковки из пластика и полиэтилена. Предприятия, работающие с бумагой, нуждаются в поддержке государства, чтобы их продукт стал более выгодным для потребителя.

Сегодня трудно себе представить, что в начале прошлого века пластиковых изделий не существовало. Тогда практически все, в том числе и упаковку, производили из органических материалов. Монополия бумаги продолжалась до 60-х годов, когда целлофан всего за одно десятилетие существенно потеснил бумагу на рынке упаковки. Благодаря новому материалу появилась вакуумная упаковка для замороженных продуктов и полуфабрикатов.

Защитники природы сначала оптимизмом восприняли применение полимерных материалов, в производстве которых не использовалось натуральное сырье. Однако вскоре стали очевидны минусы синтетической тары - очень долгий период разложения, и, как следствие, образование целых гор мусора, представляющих серьезную угрозу для окружающей среды. К примеру, пакет для сока, изобретение шведской фирмы "Тетрапак" - на 75% состоящий из бумаги, на 20% из простого полиэтилена и на 5% из алюминиевой фольги, - практически не разлагается.

С мусором в разных странах мира и борются по-разному: в Японии из прессованных отбросов возводят острова, Америка экспортирует отходы в "страны третьего мира", в Европе мусор тщательно перерабатывают, да еще и извлекают из этого процесса выгоду.

Наша страна вроде бы собирается последовать примеру Европы. Только идем мы в этом направлении слишком медленно. Например, в западных странах государство заботится об экологии, облагая специальным налогом производство полиэтилена. В России такой налоговой схемы пока нет.

В Новосибирске, к примеру, уже больше года откладывается запуск первого мусороперерабатывающего завода. Обещают, что он все же откроется в конце этого года. По данным городского комитета охраны окружающей среды, за пределы Новосибирска ежегодно вывозится не менее 2,5 миллионов кубометров мусора. По результатам селекции, лишь 40% от общего объема отходов отправляется на рынок вторичного сырья. Все остальное "захоранивается", причем далеко не всегда с соблюдением технологии. По образному выражению экологов, вокруг городов все туже затягивается "пластмассовая петля". Сослужив свою службу и оказавшись в придорожной канаве, в реке или на свалке, упаковка, в состав которой входит полиэтилен, остается там на долгие годы. Ей не страшны ни солнечные лучи, ни влага, которые рано или поздно "расправляются" с бумажными, деревянными или даже металлическими материалами.

БУМАГА ИЛИ ПЛАСТИК.
Практически во всех развитых странах производство полиэтиленовой упаковки облагается дополнительными налогами, а на ее переработку тратятся огромные суммы. Считается, что первыми всерьез защищать окружающую среду от полиэтиленовых пакетов начали власти Ирландии. Введенный там 15-центовый налог на полиэтиленовые пакеты сократил их использование на 95% - больше чем на миллион штук. -Нам до введения таких прогрессивных, с точки зрения экологии, мер пока далеко, - считает генеральный директор ЗАО "Новокор - С" Сергей Базарный. - Пока не начнет работать государственная программа, которая будет регулировать этот вопрос, дело с мертвой точки не сдвинется. А появится она только в том случае, если все "бумажники" соберутся, и будут лоббировать свои интересы в Государственной Думе. Но консолидировать предпринимателей, которые занимаются производством бумажной упаковки, пока чрезвычайно сложно, потому что армия производителей пластиковой тары существенно больше. К сожалению, Россия по сей день является лишь сырьевым придатком. Мы экспортируем на Запад миллионы тонн древесины и не развиваем собственные производственные мощности.

Иной точки зрения придерживается коммерческий директор ООО "Пластмасса и упаковка" Валерий Смирнов: "Если закон о дополнительных налоговых сборах будет принят, то справедливым будет распространить его и на тех, кто производит стеклянную тару, жестяные банки, ведь процесс их утилизации не менее длительный и трудоемкий. Но и те, и другие производители все равно на рынке останутся. Пластик никуда не исчезнет. Ведь у каждого вида упаковки свое предназначение. Нецелесообразно, например, разливать химические жидкости в бумажную тару. Из этого вряд ли выйдет что-то хорошее. Очевидно, что транспортировка, скажем, краски станет делом проблематичным. Одно дело, если в дороге прольется пакет молока, другое - если речь идет о химическом веществе. Может пострадать вся партия товара. Кстати, коньяк в "тетра-паке" тоже, скорее всего, пользоваться спросом не будет".

Так или иначе, но полностью отказаться от пластиковой упаковки сегодня не представляется возможным. Однако сократить ее производство вполне реально. Например, в нескольких городах штата Аляска в супермаркетах запрещена бесплатная раздача пакетов, а также власти предложили покупателям приносить с собой пакеты многоразового использования. За это им даже доплачивают. "У нас такая система вряд ли будет работать, государство еще не готово к этому, - считает директор комбината бумажной упаковки "Сиблайн" Игорь Кузеванов. - Благоприятно может сказаться на экологической ситуации, в первую очередь, увеличение производства бумажных пакетов. Но тут есть свои трудности. Если многие предприятия готовы пойти на это, то потребители не спешат переплачивать за упаковку, которая не нарушает экологический баланс, примерно в два раза. Мы пытаемся сделать продукт, который производим, более доступным для покупателя. Чтобы компенсировать затраты, привлекаем рекламодателей. Ведь бумажный пакет, в отличие от полиэтиленового, имеет устойчивую форму. Следовательно, рекламная информация не искажается. Ну а пока рекламодатели не поняли этого преимущества размещения своей рекламы, нам необходимо выпускать продукцию тиражом не менее чем 100 тысяч штук, чтобы цена бумажных пакетов была сопоставима с ценой полиэтиленовых. Хотим, чтобы наши пакеты продавались в супермаркетах. В американских фильмах часто можно увидеть, как человек выходит из магазина с бумажным пакетом в руках. Почему бы нам не поучиться у американцев благоразумию? К тому же недавно, как известно, вышел закон, запрещающий распитие спиртных напитков на улице. Бумажный пакет же в этом случае просто спасение! На Западе все используют этот нехитрый прием".

С Игорем Кузевановым готова поспорить заместитель генерального директора ЗАО "Новокор - С" Юлия Беспалова: "Сомневаюсь, что когда-нибудь в супермаркетах будут предлагать клиентам бумажные пакеты. Такая упаковка занимает очень много места, это неудобно. Она также требует соответствующего хранения, чтобы бумага не отсырела. А жиро- водостойкие сорта бумаги все-таки стоят, по сравнению с полиэтиленовыми пакетами, слишком дорого. Пожалуй, использование бумажной упаковки целесообразно в фаст-фу-дах и в местах торговли снеками и разного рода выпечкой. Трудно не согласиться с-тем, что горячие пирожки удобнее нести в бумажном пакете, а не в полиэтиленовом, который вот-вот расплавится. А в остальном... На упаковочном рынке будущего, думаю, будут конкурировать все же микрогофрокартон, полипропилен и пластик".

Потребители не намерены отказываться от удобной пластиковой упаковки, а их слово для производителя, как известно, закон. Поэтому приходится искать другие решения.

УПАКОВКА БУДУЩЕГО.
Пока власти зарубежных государств пытаются установить контроль за производством и использованием полиэтиленовых пакетов, ученые разрабатывают упаковку, процесс расщепления которой будет проходить куда быстрее. По их глубокому убеждению, планету нам помогут сделать чистой микроорганизмы. К концу 20 века деятели науки задумались о создании материала, близкого к пластмассе по свойствам, который производился бы из восстанавливаемых компонентов, скажем, из растений. Процесс его распада в течение максимум пяти лет обеспечивали бы бактерии. Довольно скоро эта идея получила воплощение. В середине 90-х годов прошлого столетия стали появляться многочисленные сообщения о создании так называемого биопластика. Это материал, сделанный из натурального крахмала, который точно не пролежит на свалке больше пяти лет. Однако широкомасштабное производство биопластмассы пока не началось: оно оказалось слишком дорогим. Некоторые специалисты считают, что цену на разлагаемый микроорганизмами пластик искусственно завышают нефтемагнаты - ведь из-за массового внедрения биопластмассы может упасть стоимость нефти. В России финская компания Huhtamaki планирует построить завод для производства различных видов упаковки и одноразовой посуды на основе этой технологии. Для выпуска некоторых изделий специалисты этой фирмы используют пластик, создаваемый на .основе молочной кислоты. Правда, в настоящее время упаковка от Huhtamaki в четыре раза дороже изделий из полипропилена.

А вот в некоторых других странах эта продукция уже приобрела определенную популярность. По данным Международной ассоциации биоразлагаемых полимеров, их потребление за последние пять лет удвоилось и достигло 40 тысяч тонн. Востребован биопластик главным образом потому, что его стоимость там примерно в два раза ниже по сравнению с традиционными полимерными материалами. Настоящий бум производства биоразлагаемого полимера отмечается в Японии. Если в 2000 году объем про изводства экологически безопасного материала составлял лишь 2000 тонн, то сегодня этот показатель вырос в 25 раз. Сейчас в Токио существует более 200 компаний, специализирующихся именно на биопластике. Крупная японская корпорация Ajinomoto активно осваивает процессы ферментации для изготовления полимеров на основе растительного сырья: сахара и пшеницы. Из пшеницы получают специальную кислоту, которая идеально подходит для изготовления гибких упаковочных материалов. В Германии год назад был принят закон, регулирующий процесс утилизации упаковки. Предприятия, поставляющие на рынок товары в экологически чистой упаковке, освободили от налогов. Прониклись бы идеей спасения мира от мусора наши производители, если бы им предложили такие правила игры?

КТО ДОЛЬШЕ?
На каждого человека, живущего на нашей планете, ежегодно приходится около одной тонны мусора. Мы даже не задумываемся о том, что период жизни простой стеклянной бутылки намного длиннее человеческой жизни. Стекло разлагается 1 000 лет, полиэтилен - 200 лет, консервная банка - 90 лет, бумага - 2 года.


Алина Балутина

"Новосибирский Бизнес журнал"
№9 май 2006.


RBC counter  
все права защищеныКнига отзывов